Баро Ферре — Pierre “Baro” Ferret

(1908-1976)

Старший из братьев Ферре, Баро с детства отличался особой музыкальностью. Еще мальчиком он сочинял прекрасные вальсы, которые так никогда и не были записаны, как и в случае с Джанго. Сперва Баро играл на испанской бандурии, затем – на банжо, профессионально выступая с самого детства на bal musette. Вскоре, он был замечен аккордеонистом Vetes Guerino, и, уже играя на гитаре – в 1933 году записал вместе с ним, и с Сараном несколько композиций, в том числе, знаменитый “Brise Napolitaine”. Часто соло на этих записях приписывают Джанго (что не удивительно, ибо игра Баро очень близка к стилю Джанго). Однако, скорей всего – соло играл именно Баро, ибо он был основным соло-гитаристом этого состава. Кроме того, если послушать внимательно – нетрудно заметить гораздо более острую атаку и, в целом – более “быстрый” и жесткий звук, нежели у Джанго. Мастерство игры на этой записи поражает воображение и в наши дни! Поздней, эта композиция была снова записана гитаристом Patotte Bousquet.

Далее, Баро в составе Трио Ферре удостоился чести записать в 1939 году один из своих цыганский вальсов. Затем, последовали и другие записи “классических” цыганских вальсов, и собственных композиций Баро. Он сумел внести в хорошо всем знакомые композиции Gusti Malha, Matteo Garcia гораздо больше, нежели простые украшательства.

Баро Ферре был наиболее частым аккомпаниатором Джанго, с 1935 по 1940 год вместе они записали более 80 композиций. Баро обладал необыкновенно сильной атакой, он просто “рвал” струны, когда это требовалось акустически (например, при игре без усиления). По словам Alfred Moerman (он аккомпанировал Баро в поздние годы) – Баро играл наиболее громко из всех, кого он знал. Аккомпанемент самого Баро – также особенно жесткий и пульсирующий, внес особый драйв в музыку Квинтета этого периода.

Однако, самым значительным вкладом в общемузыкальное наследие можно назвать появление жанра Swing Musette, Swing Valse и затем – Valse Bebop, столь популярные в наше время. Фактически, эти стили “провозгласил” Баро и аккордеонисты, с которыми он играл — сперва это был Gus Viseur, а затем – Jo Privat. Значение этих записей трудно переоценить, в подтверждение этого можно процитировать продюсера Charley Delauney, который сказал буквально следующее: “Кроме великолепного Джанго, я имел возможность слушать и записывать другого, не менее замечательного гитариста, который произвел настоящую революцию в родственном жанре — Musette Valse!”

Баро сознательно оставил джаз, и всецело занялся тем, что он с удовольствием называл “Би-Боп Вальсами”. Одним из самых замечательных сочинений Баро является “Swing Valse”, иногда ошибочно приписываемый Gus Viseur, однако оригинальные партитуры подтверждают авторство Баро. Вот запись композиции с диска 60-ых годов “Swing valses d’hier et d’aujourd’hui”:

Baro Ferret — «Swing Valse»

Все вальсы Баро отличаются особой изобретательностью мелодических линий и баса, необычными гармониями. Уже в 1946 году (то есть задолго до Дэйва Брубека, Шорти Роджерса и других американских джазменов) он интегрировал джаз и музыкальные размеры типа 3/4. Вот несколько характерных композиций Баро – отличающиеся неожиданностью и особой подвижностью мелодической линии, и несомненно обладающие особым шармом типичного “Manouche”:

Baro Ferret — «La Folle»

Baro Ferret — «Panique»

Непредсказуемые скачки от легкой и воздушной мелодии до острых хроматических пассажей – как мимолетная тень угрозы, проглядывающая через фасад изумительной техники владения инструментом!..

В наше время другой замечательный французский гитарист Romane записал альбом “Impair & Valse”, посвященный памяти Баро Ферре.

No related posts.