Sarane Ferret

(1912-1970)

Как и все его братья, средний из них – Саран, начал с исполнения musette в Париже, в совершенно молодом возрасте. Сперва он играл на банжо на bals des fortifs, и вскоре его приметил и взял себе в аккомпаниаторы известный аккордеонист Guerino.

Затем состоялось знакомство с Джанго и Джозефом Рейнхардтами, и таким образом, он начал играть джаз…

Хотя Саран не был супер-виртуозом (как, к примеру – его брат Баро), однако, можно с уверенностью сказать, что он был наиболее влиятельным среди Ферре во время Оккупации. Как настоящего лидера, его не устраивали вполне значительные роли сайдмена в составе swing-musette оркестров Charley Bazin, Tony Murena или вместе с исполнителем на гармонике Dany Kane. Он смог полностью проявить себя, лишь когда в 1941 году, на пике популярности Джанго Рейнхардта, Саран собрал свой собственный “классический” джазовый квинтет “Quintette  de Paris” . Конечно, не отвергая полностью “Hot Club” – стиль, Саран сумел придать особый колорит своим аранжировкам, которые вместе с его собственными композициями, скорей наследовали более от комбо Бенни Гудмана, нежели от экспрессивной цыганской музыки. Кроме того, в отличии от витиеватости и многосложности музыкального языка своих братьев, Саран демонстрировал довольно лаконичный стиль импровизаций, основанных на простой, хорошо продуманной технике игры. Саран использовал небольшие, иногда даже резкие фразы, создававшие очень яркий музыкальный колорит. “Истинный джазмен – не тот, кто использует очень много нот”, говаривал он. Вкус к хорошо структуированным фразам, возможно, появился благодаря его (столь редкому для цыганских гитаристов) увлечению Чарли Крисчианом.

Послушать несколько композиций Sarane Ferret & Quintette de Paris:

Sarane Ferret — «Tiger Rag»

Sarane Ferret — «Swing 39″

Саран прекрасно свинговал в подвижных джазовых темах, но вместе с тем, он прекрасно чувствовал душевный характер баллад, гармоническую витиеватость которых он стремился передать ярким, выразительным звуком. Эту музыкальную сдержанность он сумел сохранить со всеми составами своего ансамбля – сперва с парой кларнетов, затем – со скрипкой, и позже – с вибрафоном. По словам Rob Bermoser – звучание гитары Сарана – свободное и яркое, весьма впечатляла лучших джазменов, с которыми Сарану доводилось джемовать. Его лаконичная техника еще более подчеркивала колорит цыганской культуры.

Хотя музыкальный стиль Сарана и сохраняет в наши дни Francis Moerman, в-целом, Саран Ферре так и остался одним из “непонятых” музыкантов…

No related posts.