Матело Ферре – Jean (Pierre) “Matelo” Ferret
Младший из братьев — Матело Ферре родился в 1918 году.
“День, когда вы не играете – это день когда вы не жили” – любил говаривать он.
Да, воистину, Матело Ферре жил ради музыки!
Еще ребенком, он начал с игры на скрипке, как многие цыгане, затем играл на банжо и бандурии. В 13 лет он сбежал из дома своих родителей, чтобы присоединиться к своим старшим братьям, которые уже выступали профессионально в Париже. И в следующие пять десятилетий его жизни, видимо, не было ни дня, когда бы он не играл на гитаре…
Матело помнил мелодии и гармонии буквально для тысяч композиций, но мог заблудиться в квартале от собственной квартиры…
Глядя на все фотографии Матело – кажется, что этот человек улыбался всегда. И действительно, Матело был очень улыбчивым человеком, он радовался каждой возможности играть музыку!
Сразу по прибытии в Париж, Матело начал выступать профессионально – с аккордионистом Гурино, другим аккордионистами.
Очень скоро Матело заслужил репутацию очень востребованного аккомпаниатора.
Матело играл самую разнообразную музыку, казалось, что он успевает играть со всеми ансамблями!
Кроме кабаре-музетт, Матело очень много играл и в русских кабаре, с русскими, балканскими и цыганскими музыкантами. Вообще, русская цыганская музыка играла особенную роль в жизни Матело, он очень любил ее, хорошо чувствовал и находил в ней особый источник вдохновения. До 80-ых годов его можно было постоянно видеть в русских кабаре, им было записано немало вариаций на русские, цыганские темы, а также собственные композиции в стилистике цыган Ром.
Матело был первым из братьев Ферре, кто повстречался с Джанго. Братья снимали дешевый отель позади Butte de Montmartre. Однажды, когда Матело возвращался к себе, он услышал замечательные звуки игры на гитаре. Немедленно – Матело последовал к источнику звука, и оказался перед запертой дверью чужого номера. Как ребенок, Матело не хотел пропустить ни единой ноты – он стал слушать звуки музыки через замочную скважину… В это момент дверь распахнулась, и на пороге оказалась жена Джанго – Нагин (Naguine Reinhardt). Матело стал извиняться, однако – Нагин не прогнала его, а наоборот, пригласила войти, и познакомила с Джанго. Почти сразу – Джанго предложил поиграть вместе, он научил Матело композиции “Sugar”. После этого знакомства Матело и Джанго очень быстро стали самыми настоящими друзьями, и оставались ими до самой смерти Джанго.
Именно благодаря Матело – мы смогли узнать о самых ранних композициях Джанго, таких как “Choti”, “Gagouge”, “Chez Jacquete”, и о легендарном вальсе “Montagne St. Genevieve” – все зти изумительные мелодии, который Джанго сочинил и играл в юности, но сам так никогда и не записал. К счастью, многие из этих композиции неоднократно исполнялись и были поздней записаны как раз Матело Ферре:
Matelo Ferret — «Montagne Sainte Genevieve»
Матело не отличался супер-быстрой скоростью пассажей, как, например, Баро, однако, при этом его исполнение отличает необыкновенная проникновенность, искренность и лиричность!
На протяжении тридцатых годов Матело продолжал играть с большим количеством аккордионистов – с уже известными, такими как Guerino, и с молодыми талантливыми музыкантами, в их числе Gus Viseur, Jo Privat, Murena, скрипач Michel Warlop, кларнетист Andre Ekyan. И разумеется – он постоянно аккомпанировал Джанго – на записях, на концертах и в турах.
Вдохновленный музыкой Джанго, в начале 40-х годов Матело собирает свой собственный джазовый секстет, в стиле комбо Бенни Гудмана. Вместе с Матело в состав ансамбля входил кларнетист Siobud, виброфонист Camille Martin, ударник Saki Bambus, басист Marcel Fabre и ритм-гитарист Rene Duchossoir.
В 50-60 годы Матело записал несколько EP, в том числе – ранние вальсы Джанго. Также он частенько аккомпанировал аккордеонисту Jo Privat и Баро, исполняя вальсы би-боп. Они постоянно выступали по ночным клубам Парижа, а также ездили с турами по Европе. Вместе они записали и легендарную пластинку «Manouche Partie» – сборник старого музетта, свинга и цыганского джаза.
В 1978 году Матело возвращается в студию и записывает еще один шедевр – пластинку “Цыганская” – со старыми русскими, цыганскими мелодиями, вальсами музет, а также и собственными композициями Матело.
Матело вел необыкновенно активную концертную деятельность — он играл по 2-3 сессии почти ежедневно, а также много гастролировал по всей Европе.
Умер неутомимый и жизнерадостный гитарист в 1989 году от рака.
У Матело осталось три сына – Michel, Boulou и Elios Ferre. Boulou и Elios стали замечательными оригинальными гитаристами.
No related posts.
Комментарии
Trackback